07.05.2020
14.05.2020
Права ребёнка — свод прав детей, зафиксированных в международных
документах по правам ребёнка. Согласно Конвенции о правах ребёнка, ребёнок —
это лицо, не достигшее восемнадцати лет.
На международном и национальном уровне существует множество
специальных актов о правах ребёнка. Основным актом о правах ребёнка на
международном уровне является Конвенция о правах ребёнка (Нью-Йорк, 20 ноября
1989 г.) — это документ о правах ребёнка из 54 статей. Все права,
входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей. Основным актом о правах ребёнка
в России является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».. а
также Декларация прав ребенка, принятая Генеральной
Ассамблеей ООН в 1959 году.
На протяжении длительного времени для общества в целом была и
остается актуальной задача по искоренению преступности, по воспитанию человека,
соблюдающего порядок, правила поведения в обществе. Человека воспитывает семья,
воспитательные учреждения, общество. Детское непослушание, нечестность и другие
формы антиобщественного поведения являются важными указателями последующих
правонарушений. Но не только в семье закладываются основы поведения человека.
Большую роль в этом процессе играет система образования, как один из важнейших
институтов социализации. Права детей сегодня стали "модной" темой.
Однако это мало способствует изменению правовой культуры, которой Россия, к
сожалению, не может похвастаться. Наша страна встала на путь становления
правового государства, а в цивилизованном демократическом обществе права и
интересы человека должны быть поставлены на первое место. Необходимым условием
этого является информированность людей, знание ими своих прав и обязанностей.
Благодаря правам человек получает возможность не только что- либо делать,
действовать, но и требовать соблюдения своих прав. Воспитание ребенка в
соответствии с требованиями общества – необходимая составляющая процесса
подготовки человека к будущей активной жизни в обществе. Одним из компонентов
этой составляющей является процесс правового воспитания, который реализуется в
условиях дошкольного образовательного учреждения на протяжении всех лет
обучения.
Правовое воспитание - это целенаправленное и систематическое влияние
на сознание и поведение ребенка с целью формирования у него правовой
воспитанности, то есть комплексного качества личности, которое характеризуется
наличием и степенью сформированности у дошкольников глубоких и устойчивых
правовых знаний и убеждений в правильном правовом поведении, реализация
которого в практической деятельности отвечает требованиям общества. Воспитание
основ правовой культуры детей в ДОУ осуществляется в соответствии с рядом
педагогических принципов:
- гуманитарно-пропедевтическим
(процесс правового воспитания ребенка дошкольного возраста выполняет
подготовительную по отношению к школьному образованию функцию, обеспечивая
преемственность с такой гуманитарно-образовательной областью, как граждановедение;
и закладывает первоначальную базу гуманитарного знания посредством
ознакомления с историей человеческой цивилизации, многочисленностью и
многообразием народностей, проживающих на Земле, с развитием труда
человека, элементарными представлениями о возникновении и
совершенствовании технического прогресса, нормах и правилах поведения в
человеческом обществе);
- содержательно-доминирующим (содержание
работы по правовому воспитанию реализуется как в специально-организованных
формах работы с детьми (занятия, беседы), так и свободной деятельности
детей (игровой, трудовой и т.д.);
- деятельностного
и интеграционного подходов (праксиологический (деятельностный) подход
- правовое воспитание должно осуществляться в разнообразных видах детской
деятельности: познавательной, игровой, художественно-творческой, трудовой,
музыкальной; интегративный подход предполагает, что правовое сознание и
поведение детей нельзя формировать обособленно, отдельно от других форм
сознания, он требует сочетания различных знаний об обществе, включая
правовые, и использования доступных форм их донесения до ребенка. Кроме
того, он предполагает комбинацию нескольких видов детской деятельности,
например, речевой и изобразительной деятельности, художественной и
конструктивной в рамках одного образовательного мероприятия);
- включенности
субъекта (предполагает "включенность" ребенка в
образовательный процесс, когда накопление и обогащение социального опыта
происходит путем полноправного участия дошкольника в событиях окружающего
мира);
- регионально-обусловленного
содержания (принцип регионалъности обуславливает внесение в
образовательный процесс социокультурных традиций и норм не только
российского общества, но и своего региона. В процессе правового воспитания
происходит знакомство детей с элементарной системой общественного
устройства своего края, его знаменитыми гражданами, их вкладом в развитие
нашего города);
- открытости (предполагает
использование разнообразных видов общения, совместный поиск истины путем
выслушивания, взаимопринятия, взаимопонимание через организацию учебного
диалога);
- принцип
взаимодействия педагогического коллектива с родителями своих
воспитанников предполагает их активное участие в педагогическом процессе
образовательного учреждения, просвещение их в области прав человека.
В содержании воспитания правовой культуры
дошкольников выделены следующие линии:
1. "Мои права и обязанности”;
2. "Моя страна”;
3. "Гражданин мира”.
Средствами формирования основ правовой
культуры у дошкольников являются:
1. Любая совместная деятельность, где необходимо согласовывать свою
деятельность с действиями других детей. Это может быть игровая,
образовательная, художественная, трудовая, двигательная деятельность, в которой
детям необходимо согласовывать свои действия и поступки с действиями и
поступками других членов детского коллектива. Каждый вид детской деятельности
и, прежде всего игра, формирует у детей умения соподчинять свои интересы с
интересами других, соотносить свои желания с желаниями других, принимать окружающих
такими, какие они есть, и терпимо относиться к различиям людей, находить
взаимовыгодные решения, добиваться общего результата.
2. Социокультурная среда, окружающая ребенка:- учреждения
культуры: театры (драматические, кукольные, музыкальные), музеи (краеведческие,
художественные, народного творчества); - учреждения социального назначения:
больница, почта, аптека, ателье, промышленные и продуктовые магазины, кафе и
т.п.;- административные учреждения: администрация, милиция, суды и т.д.-
архитектурные, монументальные достопримечательности города (архитектурные
ансамбли, памятники, здания), такие учреждения, которые являются своеобразной
визитной карточкой города Тулы и делают его уникальным и неповторимым;-
историко-культурные даты (государственные и региональные праздники,
торжественные события, юбилеи в детском саду); - центральные и прилегающие к
дошкольному учреждению улицы (краткая история их названия).Социокультурная
среда города содействует обогащению восприимчивой детской души впечатлениями, развитию
и поддержанию интереса к повседневной жизни, расширению кругозора, позволяет
ребенку соотнести себя с окружающим миром, знакомит дошкольников с
элементарными правами человека, помогает накапливать начальный нравственно-
правовой опыт.
3. Художественные средства - художественная литература и фольклор
(пестушки, заклички, поговорки, пословицы, загадки, сказки, легенды, былины,
сказания); адаптированные для детей жизнеописания знаменитых граждан;
современные литературные произведения; - изобразительное искусство (живопись,
скульптура, архитектура, графика, декоративно-прикладное искусство);- музыка
(песни, оперетта, детская опера, мюзикл, танцы). Уникальность Российской
культуры заключается в том, что она вобрала в себя самобытность культур разных
народов в единой культуре России. Приобщаясь к ценностям культуры, особенно
посредством произведений устного народного творчества, ребенок усваивает
нравственно-правовые представления народов своей страны, имеет возможность
сравнивать и приблизиться к пониманию единых общечеловеческих ценностей
различных народов. Художественные средства обладают сверхмощным зарядом,
который способствует глубокому погружению в историю и культуру своей страны,
позволяет отследить преемственность российских поколений, взращивает начала
понимания и взаимодействия в окружающем мире.
4. Средства массовой информации (СМИ). К компонентам этой группы
относятся - телевидение, радио, периодические издания (газеты, журналы).
Ценность этой группы средств заключается в предоставлении дошкольнику
возможности самостоятельно получать и "добывать" информацию из
различных источников, перерабатывать ее и использовать в общении с детьми и
взрослыми.
СМИ имеют возможность приобщать детей к правам и свободам
человека, демонстрировать реальную правовую культуру общества и личности,
ценностные модели поведения. Хотя в настоящее время СМИ оказывают и негативное
воздействие на формирование правовой культуры личности, но грамотно
организованный педагогический подход позволяет предотвратить последствия полученной
ребенком негативной информации
Список законов: