1 № п/п I 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. 1.6. II 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 2.5. 2.6. 2.7. III 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. 3.5. 3.6. Содержание Целевой раздел Пояснительная записка Цели и задачи реализации Программы Принципы и подходы к формированию Программы Значимые характеристики для разработки и реализации программы Целевые ориентиры. Планируемые результаты освоения программы Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов Содержательный раздел Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях Образовательная деятельность по профессиональной коррекции речевых нарушений Вариативная часть содержания образования, формируемая ДОО Образовательная деятельность в разных видах культурных практик, способы поддержки детской инициативы Поддержка детской инициативы Рабочая программа воспитания Реализация регионального компонента в воспитательнообразовательном процессе. Организационный раздел Материально – техническое обеспечение Программы Методические материалы и средства обучения и воспитания Распорядок и режим дня Организация образовательной деятельности по программе Особенности праздников, мероприятий Организация развивающей предметно-пространственной среды I. Целевой раздел 2 1.1. Пояснительная записка Адаптированная образовательная программа дошкольного возраста для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 6 «Сказка» г.Ипатово Ипатовского района Ставропольского края (далее Программа) является обязательным нормативным документом. Программа разработана и утверждена в соответствии с основными нормативно-правовыми документами: — Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; — Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155); — Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденная Приказом Министерства просвещения РФ от 24.11.2022, № 1022; — «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждены 28.09.2020, вступили в силу 01.01.2021). Программа разработана с использованием «Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» (автор Н. В. Нищева) (Далее — комплексной образовательной программы.) Особенностью адаптированной программы является «реализация общеобразовательных задач с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с ТНР (ОНР)». Программа определяет требования к объему, содержанию образования, планируемым результатам, модели организации образовательно-воспитательного процесса. Программа определяет базовое содержание образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей с ТНР (ОНР) в различных видах деятельности: • предметной; • игровой; • коммуникативной; • познавательно-исследовательской. Согласно требованиям Федерального государственного стандарта дошкольного образования (далее — ФГОС ДО), программа направлена на создание условий для развития дошкольника, открывающих возможности для позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками; на создание развивающей образовательной среды как системы социализации и индивидуализации детей. 3 Согласно ФАОП ДО содержательного раздела программы включает описание коррекционно-развивающей работы, обеспечивающей адаптацию и включение детей с ТНР (ОНР) в социум и обеспечивает достижение максимальной реализации реабилитационного потенциала, учитывает особые образовательные потребности обучающихся с ТНР (ОНР), удовлетворение которых возможности общего образования. Следуя рекомендациям ФАОП ДО, организационный раздел программы содержит календарный план воспитательной работы. 1.2. Цели и задачи реализации Программы Цели: - обеспечить всестороннее и гармоничное развитие личности детей в группах комбинированной направленности в ДОО в различных видах общения и деятельности с учетом специфики характерных ограничений для детей с тяжелыми нарушениями речи; - обеспечить условия для овладения детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью, коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты. Задачи В области общего развития: - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, эмоционального благополучия; равное обеспечение возможностей для развития детей независимо от их места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей и особенностей, характерных для детей с тяжелыми нарушениями речи; - создание условий для развития детей в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и культурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития; - формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности; - организация разных видов деятельности ребенка и реализация программы в формах игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка; - обеспечение поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей; развитие у детей эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках; - развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи детей; 4 - пробуждение творческой активности, инициативы детей, желания самореализации в творческой деятельности. В области компенсации нарушений речи: -развитие навыков правильной речи; -устранение дефектов звукопроизношения; -оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям). В образовательных областях Речевое развитие: -развитие импрессивной и экспрессивной речи; -развитие фонематической системы речи; -развитие фонетической стороны языка; -развитие речевого общения, коммуникативных навыков, разговорной диалогической речи. Познавательное развитие: -сенсорное развитие; развитие психических функций; -формирование целостной картины окружающего мира, способности и интереса к познавательно-исследовательской деятельности; -развитие математических представлений. Художественно-эстетическое развитие: -развитие восприятия художественной литературы, музыки; -развитие эмоциональной сферы, эстетического вкуса различными изобразительными средствами; развитие творческого мышления и способностей в процессе конструирования и моделирования, средствами различных видов творческой деятельности; -развитие музыкальных способностей, чувства ритма. Социально-коммуникативное развитие: -формирование норм поведения, гендерных и гражданских чувств; -формирование позитивного отношения к труду; -развитие коммуникативных навыков. Физическое развитие: -формирование интереса к физической активности, основных двигательных навыков; -формирование представления об элементарных нормах и правилах здорового образа жизни. Задачи по разделу программы, формируемому ДОО (вариативная часть) -формирование у ребенка навыков адекватного поведения в различных непредвиденных и стандартных ситуациях; -формирование основ патриотизма, чувства уважения к родному городу и родной стране, их истории и настоящему, начал гражданственности. 1.3. Принципы и подходы к формированию Программы Программа направлена на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных, индивидуальных особенностей, особенностей 5 нарушения речи; на достижение ими уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения образовательных программ дальнейшего уровня образования. Образовательный процесс по программе строится на основе принципов: — полноценного проживания ребенком всех этапов детства; — построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования; — содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений; — поддержки инициативы детей в различных видах деятельности; — создания условий для участия родителей (законных представителей) в образовательном процессе как полноправных партнеров; — приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; — формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; — учета этнокультурной ситуации развития детей; — приоритетности коррекционного развития; — интеграции усилий педагогического коллектива, родителей, дошкольников; — коррекции и компенсации речевых нарушений; — развивающего обучения; — интеграции содержания. В программу заложены следующие подходы к ее формированию и реализации. — Подход, основанный на идее целостности развития ребенка в условиях эмоционально насыщенного, интересного, познавательно привлекательного, дающего возможность активно действовать и творить образовательного процесса. — Культурно-исторический подход, рассматривающий формирующуюся в процессе образования личность как продукт освоения индивидом ценностей культуры. — Подход, учитывающий современность программы, ориентированный на ребенка XXI века. — Подход к образованию дошкольника как педагогическому сопровождению; как создание условий, стимулирующих развитие личности. — Системно-деятельный подход, способствующий формированию познавательных интересов и действий ребенка в различных видах деятельности, предполагающий, что дети самостоятельно делают «открытия», узнают новое путем решения проблемных задач; включающий развитие креативности и овладение культурой. — Дифференцированный подход к особенностям развития детей с речевыми нарушениями. 6 — Интегрированный подход: основой планирования содержания образовательных областей является планирование, обеспечивающее концентрированное изучение материала и коррекционной работы. 1.4. Значимые характеристики для разработки и реализации Программы Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста, в том числе с тяжелыми речевыми нарушениями. Особые образовательные потребности дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Региональные, этнокультурные, социальные особенности осуществления образовательной деятельности. Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста, в том числе с тяжелыми речевыми нарушениями Речевое расстройство у дошкольников часто встречается совместно с различными особенностями психической деятельности. Нарушения речи ведут за собой отставание в общем развитии. Программа опирается на характеристики особенностей развития детей с ОНР. Характеристика четырех уровней речевого развития приводится в тексте комплексной образовательной программы. Особые образовательные потребности детей с тяжелыми речевыми нарушениями Учитывая особенности детей с тяжелыми нарушениями речи, программа включает: — организацию систематической логопедической помощи в соответствии с выявленными нарушениями речи; — организацию координированного взаимодействия педагогических и медицинских усилий логопедов, воспитателей, медицинских работников, родителей; — организацию дифференцированной образовательной «траектории» в зависимости от уровня и вида нарушения речи; — здоровьесберегающий режим; — педагогическое взаимодействие с семьей в процессе коррекционноразвивающей работы. 1.5. Целевые ориентиры. Планируемые результаты освоения Программы Основная часть Целевые ориентиры АОП на основе ФАОП ДО приводятся в виде ссылки. К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования) в соответствии с данной рабочей программой относятся также следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка (приводятся по тексту комплексной образовательной программы). Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у 7 него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности. Ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире. Ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности. Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности. Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности. Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты. Ребенок обладает чувством собственного достоинства, верой в себя. Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности. Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям. У ребенка развита крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими. Вариативная часть Целевые ориентиры освоения программы на этапе завершения дошкольного образования: — дошкольник и его родители (законные представители) владеет представлениями о здоровьесбережении, профилактике заболеваний; о правилах формирования культуры здорового образа жизни; — у дошкольников из семей мигрантов, детей-билингв усвоены основы навыков коммуникативной культуры в русскоязычной среде; получена необходимая социализация. — ребенок владеет основами представления и эмоционального восприятия родного края, города, его культуры, истории, памятников и т. д.; коммуникативной культурой Ставропольского края на уровне, соответствующем его возрастным и индивидуальным особенностям; — ребенок владеет основными навыками безопасного поведения в быту, в городской среде, в коммуникации; элементарными представлениями об экологической безопасности и «экологичном» поведении. 1.6. Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов Содержание логопедической диагностики приводится в виде ссылок на издание: Нищева Н. В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет: 3 изд., перераб. и доп. в соотв. с ФГОС ДО. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2023 8 Диагностика индивидуального развития старшего дошкольного возраста с ОНР с 5 до 7 лет (с. 42-63). Методика проведения обследования ребенка (с 5 до 7 лет) с ОНР учителемлогопедом (с. 37-41). Методика проведения диагностики и диагностика, пришли экспертизу, допущены к использованию и включены в комплексную программу, размещенную в «Навигаторе программ». Для проведения диагностики используются следующие пособия: Нищева Н. В. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи с 4 до 7 лет – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2023 Нищева Н. В. Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2024 II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях. Согласно ФГОС ДО (п. 2.6), «содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее — образовательные области): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие». Содержание образовательных областей приводится в виде ссылок на ФОП ДО. Старший дошкольный возраст Социально-коммуникативное развитие 18.6., 18.7.1. — с 31-40 Познавательное развитие 19.6., 19.7. — с. 48-53 Речевое развитие 20.6., 20.7. — с. 63-69 Художественно-эстетическое развитие 21.6., 21.7. — с. 89-108 Физическое развитие 22.6, 22.7. — с. 120-131. Дополнение содержания образовательных областей приводится в виде ссылок на издание: Нищева Н. В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет: 3 изд., перераб. и доп. в соотв. с ФГОС ДО. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2023. Старшая группа Речевое развитие (с. 84-87) Познавательное развитие (с. 96-97) Художественно-эстетическое развитие (с.112-115). Социально-коммуникативное развитие (с.103-105 ). Физическое развитие (с. 122-124). Подготовительная к школе группа 9 Речевое развитие (с. 87-90). Познавательное развитие (с.96-98 ). Художественно-эстетическое развитие (с.115-118). Социально-коммуникативное развитие (с. 105-107). Физическое развитие (с. 125-127). Также содержательный раздел дополняется на основе комплексной образовательной программы. Социально-коммуникативное развитие Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта и т. д. Особое внимание уделяется в соответствии с ФОП ДО воспитания уважительного отношения к нашей Родине – России, к государственным символам нашей страны, обогащению знаний о государственных праздниках. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности и т. д. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха и т. д. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру и т. д. Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость и т. д. 2.2. Образовательная деятельность по профессиональной коррекции речевых нарушений. Коррекционная работа направлена на обеспечение коррекции речевых нарушений; оказание детям с тяжелыми речевыми нарушениями квалифицированной помощи в освоении программы; их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей. Все педагоги и специалисты осуществляют образовательную и коррекционную деятельность на основе АОП ДО. В соответствии с профилем группы, образовательная область «Речевое развитие» выдвинута в программе на первый план, так как овладение родным языком является одним из основных элементов формирования личности. 10 Профессиональная коррекция нарушений речи составляет значительное содержание образовательной области «Речевое развитие». Другие педагоги (воспитатели, музыкальный руководитель) осуществляют работу по коррекции речевых нарушений в процессе освоения образовательного содержания по образовательным областям. Музыкальное развитие: формируется развитие слуха; фразового дыхания; владения голосом, ритмической координацией и т. д. Образовательная деятельность в динамических перерывах, в режимных моментах (воспитатель): проводится артикуляционная и пальчиковая гимнастика, проводятся индивидуальные занятия воспитателя по заданию логопеда и т. д. Содержание индивидуальной коррекционной работы разрабатывается и фиксируется индивидуально для каждого ребенка в его речевой карте и других документах образовательного процесса (журнал занятий, тетрадь домашних занятий). Старшая группа Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе для детей с ОНР. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2023. Нищева Н. В. Занимаемся вместе. Старшая группа. Домашняя тетрадь (часть I). — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2023. Нищева Н. В. Занимаемся вместе. Старшая группа. Домашняя тетрадь (часть II). — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2023. Нищева Н. В. Тетрадь для детей старшего дошкольного возраста с ОНР (с 5 до 6 лет) - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2023. Подготовительная к школе группа Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР . — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2022. Нищева Н. В. Занимаемся вместе. Подготовительная к школе группа. Домашняя тетрадь (часть I). — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2023. Нищева Н. В. Занимаемся вместе. Подготовительная к школе группа. Домашняя тетрадь (часть II). — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2023. Нищева Н. В. Тетрадь для детей старшего дошкольного возраста с ОНР (с 6 до 7 лет) - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2023. Для детей старшей и подготовительной к школе групп Нищева Н. В. Веселая артикуляционная гимнастика. — СПб.: ДЕТСТВОПРЕСС, 2023. Нищева Н. В. Картинки и тексты для автоматизации звуков. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2022. Нищева Н. В. Веселая артикуляционная гимнастика (2).— СПб.: ДЕТСТВОПРЕСС, 2023. Нищева Н. В. Веселая мимическая гимнастика. — СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2022. 11 Нищева Н. В. Картотека заданий для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп. — СПб.: ДЕТСТВОПРЕСС, 2023. Нищева Н. В. Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2023. Нищева Н. В. Картотека предметных и сюжетных картинок для автоматизации и дифференциации звуков. Вып. 1, 2, 3, 4. — СПб.: ДЕТСТВОПРЕСС, 2033. Нищева Н. В. Тексты и картинки для автоматизации звуков. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2023. 2.3. Вариативная часть содержания образования, формируемая ДОО Идеальным результатом успешной коррекции речевых нарушений детей с тяжелыми нарушениями речи является достижение ими таких результатов, при которых возможен их перевод в группы общеразвивающей направленности ДОО (при достижении ими уровня должного речевого развития). Для этого необходима преемственность образовательного содержания в ДОО. Для ее обеспечения выбор вариативного содержания программы осуществлялся с опорой на основную программу. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных, индивидуальных особенностей дошкольников и особенностей детей с ТНР. Реализация программы применяет дифференцированный подход к образованию детей с речевыми нарушениями, выражающийся в реализации индивидуальной образовательной траектории в зависимости от уровня и вида нарушения речи. Структура такого маршрута предполагает следующие формы образовательного процесса в отличие от общеразвивающих групп. — Индивидуальная диагностика речевых нарушений; постановка целей коррекционной работы отдельно для каждого ребенка. — Выстраивание индивидуальных алгоритмов (системы комбинирования индивидуальных, групповых и домашних занятий) образовательного процесса, отбор содержания образования. — Динамическое наблюдение за образовательным маршрутом и его оперативное изменение в зависимости от успехов (трудностей) ребенка. — Индивидуальный подход к результативности работы (формулирование ожидаемых результатов, оценка динамики, оценка критериев эффективности коррекции). Для профилактики психологической перегрузки детей с тяжелыми нарушениями речи программа широко использует принцип интеграции содержания образования. Согласно ФАОП ДО и комплексной образовательной программе, «интегрированные коррекционно-развивающие занятия позволяют избежать перегрузки и дезадаптации детей, помогают высвободить время для свободной игровой деятельности детей, обеспечивают взаимодействие специалистов и родителей дошкольников в коррекционном процессе». 12 Интегрированный подход реализуется в программе: — как процесс взаимодействия взрослых участников образовательного процесса (логопедов, других педагогов, родителей) и ребенка на определенную тему в течение одного дня, в котором гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира (межпредметный проектно-тематический подход); — взаимодействие методов и приемов воспитания и обучения (методическая интеграция); — интеграция содержания образования и культурно-досуговой деятельности (тематические интегрированные занатия); — синтез детских видов деятельности. В зависимости от конкретной ситуации логопеды и другие педагоги продумывают содержание и организацию образовательных ситуаций, обогащающие опыт детей; эмоциональную сферу и представления о мире. Все образовательные моменты предполагают познавательное общение педагогов, специалистов, детей и родителей, и самостоятельность детей. Программа предполагает различные способы организации образовательного процесса: тематические погружения, детские проекты, игры-театрализации, экспериментирование. Активно используются разнообразные виды наглядности. 2.4. Образовательная деятельность в разных видах культурных практик, способы поддержки детской инициативы. Культурные практики понимают в качестве поиска и освоения новых способов и форм деятельности, и поведения для организации собственных действий, и опыта. В ДОО основными культурными практиками, осваиваемыми дошкольниками, являются: — игра, продуктивная деятельность — познавательно-исследовательская деятельность; — развитие речи и чтение; — практическая деятельность; — результативные физические упражнения; — развитие речи на занятиях с логопедом, в процессе театрализации, в освоении содержательных областей; — музицирование: логоритмика, пение, танец, театрально-музыкальные инсценировки; — проектная деятельность (по Н. А. Виноградовой, Е. П. Панковой)1 — совместные творческая и досуговая деятельность семьи и ДОО (праздники, спектакли, экскурсии, прогулки). Программа опирается на рекомендации по культурным практикам (культурно-досуговой деятельности), приводимые в комплексной образовательной программе, и включает организацию отдыха, развлечений, самостоятельной художественной и познавательной деятельности детей. Дети всех уровней речевых нарушений привлекаются к участию в спектаклях, утренниках, театрализованных играх в соответствии с индивидуальными речевыми возможностями по рекомендации логопеда. Старшая группа 13 У старших дошкольников формируется умение самостоятельно организовывать свой отдых дома и в детском саду, заниматься творчеством (лепка, рисование и т. д.), слушать музыку или записи литературных произведений, проводить простые эксперименты, участвовать в работе студий и кружков. Рекомендуется посещать с родителями выставки, музеи, киноцентры и театры, экскурсии. Дети активно привлекаются к участию в праздничных утренниках, украшении группы и детского сада к праздникам. Формируется умение, и мотивация поздравлять окружающих с праздниками, делать своими руками подарки, преподносить сюрпризы (мамин праздник, День защитника Отечества и д. р.). Подготовительная группа Дошкольники подготовительной группы приучаются осмысливать полученные знания и использовать их в самостоятельной творческой деятельности. Рекомендовано расширять знания об искусстве, приучать их к посещению с родителями выставок, музеев, театров. У детей седьмого года жизни формируются представления о государственных праздниках, они привлекаются к их подготовке и участию в тематических постановках и утренниках. 2.5 Поддержка детской инициативы Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Все виды деятельности ребенка в детском саду осуществляются в форме самостоятельной инициативной деятельности: — самостоятельные сюжетно-ролевые, развивающие и логические игры; — музыкальные игры и импровизации; — речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами; — самостоятельная деятельность в книжном уголке; — самостоятельная изобразительная и конструктивная деятельность; — самостоятельные опыты, эксперименты и др. Взрослые участники образовательного процесса применяют следующие способы поддержки детской инициативы. — Создают при планировании и организации образовательных ситуаций условия для активизации познавательной активности детей. Создают ситуации и условия для самостоятельной творческой деятельности (рисования, конструирования и т. д.). — Обучают приемам самостоятельной работы (планирование, детское проектирование) и самостоятельному применению знаний и умений. — Обеспечивают позитивные поощряющие самостоятельность оценки, поддерживают мотивацию к самостоятельности и инициативе. — Управляют развитием предметно-развивающей среды, стимулирующей развитие инициативы детей. — Разъясняют педагогические приемы и методы по поддержке инициативы семьям воспитанников. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников 14 Взаимодействие с родителями дошкольников, обучающихся по программе, организуется на основе методических рекомендаций комплексной образовательной программы. Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка предполагает их непосредственное вовлечение в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей. Программой предусмотрены следующие формы взаимодействия с родителями. Этап Задачи Формы взаимодействия Знакомство с семьями, Диагностика социальной Анкетирование, социальный ситуации дошкольника, интервьюирование, мониторинг семьи стилей общения взрослых опросы, беседы. и детей в семье и т.д., установка доверительных отношений с семьями (родителями) Информирование Повышение Вводные лекции, родителей о новом осведомленности, семинары, практические содержании информированности занятия, педагогические дошкольного родителей советы, родительские образования, о собрания, наглядная содержании ООП, о информация, партнерском консультации, развитие характере раздела для родителей на взаимодействия при сайте ДОО, создание реализации ООП ДО родительских инициативных групп и т. д. Включение родителей Развитие образовательных Включение родителей в совместную форм по совместной (семей, законных деятельность по реализации программы представителей) в реализации ООП образовательные ситуации: совместные праздники, открытые занятия, домашние заготовки для реализации творческих проектов; репетиции и экскурсии с детьми, использование домашних наблюдений по развитию детской инициативы и творческих способностей и т. д 15 в том числе по образовательным областям обязательной и вариативной частей Образовательная область «Физическое развитие» и вопросы здоровья Образовательная область «Социальнокоммуникативное развитие» Экскурсии по темам программы. Домашние наблюдения. Прогулки Совместная с родителями (семьей) педагогическая деятельность по положительному отношению к физкультуре и спорту; по формированию привычки к ежедневной утренней гимнастики; стимулирование двигательной активности ребенка. Ознакомление родителей с системой профилактики заболеваний, медицинского наблюдения и контроля, закаливания дошкольников и т. д. Методическая поддержка по физическому развитию детей на разных возрастных этапах. Информирование семей о возможностях детского сада и семьи в решении данной задачи Информирование родителей о возможности развития коммуникативной сферы ребенка в семье и детском саду. Методическая поддержка по поддержке общения с ребенком; в различных образовательных и воспитательных ситуациях; по развитию 16 Образовательная область «Познавательное развитие» партнерского, равноправного диалога с ребенком, открывающего возможность для познания окружающего мира Совместная с родителями (семьей) педагогическая деятельность по развитию у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками, по развитию детской инициативы; по организации совместной деятельности с ребенком. Участие семей в прогулках и экскурсиях по образовательным темам. Методическая поддержка по развитию познавательных способностей в домашних ситуациях. Совместное с родителями (семьями) и детьми участие в исследовательской, проектной и продуктивной деятельности в детском саду и дома 17 Образовательная область «Речевое развитие» Образовательная область «Художественноэстетическое развитие» Совместная с родителями (семьей) педагогическая деятельность по пропаганде ценности домашнего чтения как ведущего способа развития пассивного и активного словаря ребенка, словесного творчества (старший дошкольник). Совместная с родителями (семьей) педагогическая деятельность (и ее методическая поддержка) по речевому развитию в ходе игры, слушания, ознакомления с художественной литературой, при организации семейных театров, рисовании, в ходе других видов детской деятельности. Совместные конкурсы, литературные гостиные и викторины и т. д. Совместная с родителями (семьей) педагогическая деятельность (и ее методическая поддержка) по раннему развитию творческих способностей детей; развитию интереса к эстетической стороне окружающей действительности. Выставки семейного художественного творчества и «для семьи», выделяя творческие достижения взрослых и детей. Совместные формы 18 Коррекционноразвивающая работа Консолидация усилий семьи и ДОО для скорейшего преодоления нарушений речи Педагогическое просвещение родителей Повышение педагогической грамотности родителей; просвещение по вопросам детского развития, педагогическим вопросам Настраивание обратной связи Изучение успешности реализации программы, вовлечение родителей (семей) в педагогический процесс, изучение осведомленности, информированности, привлечение родителей к общественному контролю реализации программы музыкальной, театральнохудожественной деятельности с детьми детского сада, семейные праздники Система методических рекомендаций. Упражнения по развитию речи. Формирование позитивной оценки и мотивации Лекции, семинары, практические занятия, открытые занятия, конференции, работа творческих групп по интересам, педагогические советы, родительские собрания, консультации, рекомендации по педагогическому чтению, выпуск и публикация на сайте методических листков для родителей, публичных отчетов, презентаций и т. д. Анкетирование, интервьюирование, опросы, беседы. Учитель - логопед привлекает родителей к коррекционно-развивающей работе. После проведения логопедического обследования учитель - логопед предоставляет родителям информацию о речевых нарушениях, выявленных у ребенка, рассказывает о необходимости обращения к специалистам-медикам для обследования ребенка и возможного лечения, информирует о плане 19 индивидуальной коррекционно-развивающей работы, разъясняя необходимость совместной, согласованной работы педагогов детского сада и родителей. Рекомендации родители получают на приемах учителя - логопеда — устно; в письменной форме — в тетрадях ребенка. Участие родителей предусматривает: — организацию домашних занятий с ребенком на основе методических рекомендаций учителя-логопеда; — проведение упражнений с ребенком на развитие артикуляционных навыков; — систематическое закрепление материала по автоматизации поставленных звуков и введению их в речь; — создание положительного эмоционального настроя на логопедические занятия, поощрение успехов ребенка, формирование мотивации к самостоятельным занятиям, желания научиться говорить правильно. 2.6.Рабочая программа воспитания строится на основе Федеральной рабочей программы воспитания и оформляется в виде ссылок на нее (29, 29.1, 29.2, 29.2.1, 29.2.1.1, 29.2.1.2, 29.2.2, 29.2.2.1, 29.2.2.2, 29.2.2.3, 29.2.2.4, 29.2.2.5, 29.2.2.6, 29.2.2.7, 29.2.3, 29.2.3.1, 29.2.3.2, 29.3, 29.3.1, 29.3.2, 29.3.3, 29.3.4, 29.3.5, 29.3.5.1, 29.3.5.2, 29.3.5.3, 29.3.6, 29.3.7, 29.4, 29.4.1, 29.4.2, 29.4.3, 29.4.3.1,29.4.3.2. Для реализации части, формируемой участниками образовательных отношений в ДОУ используются парциальные программы: Парциальная программа рекреационного туризма для детей старшего дошкольного возраста «Весёлый рюкзачок» А.А.Чеменевой, А.Ф.Мельниковой, В.С.Волковой. Авторская программа Р.М.Литвиновой «Региональная культура как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста». Целевые ориентиры, планируемы результаты освоения программы по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Старшая группа. Планируемые результаты Ребенок принимает активное участие в коллективных играх, изменяет ролевое поведение в игре, проявляет инициативность в игровой деятельности, организует игры на бытовые и сказочные сюжеты; принимает участие в других видах совместной деятельности; умеет регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил; положительно оценивает себя и свои возможности; владеет коммуникативными навыками, умеет здороваться, прощаться, благодарить, спрашивать разрешения, поздравлять с праздником, умет выразить свои чувства словами; знает свои имя и фамилию, имена и отчества родителей и других членов семьи, имена и отчества педагогов; знает, в какой стране и в каком населенном пункте он живет, знаком с государственными символами России (флагом, гербом), имеет представления о некоторых исторических событиях в жизни своей страны; с охотой выполняет поручения взрослых, помогает готовить материалы и оборудование для совместной деятельности, а потом помогает убирать их; убирает игровое оборудование, закончив игры; с удовольствием 20 принимает участие в продуктивной трудовой деятельности; имеет представления о труде взрослых, названиях профессий, трудовых действиях представителей этих профессий, понимает значимость труда взрослых, уважает людей труда и защитников Отечества. Подготовительная к школе группа. Целевые ориентиры К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования) относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка: • ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке, творческие рассказы; у него сформированы элементарные навыки звукослогового анализа слов, анализа предложений, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности; у него сформирован грамматический строй речи, он владеет разными способами словообразования; • ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, умеет обследовать предметы разными способами, подбирать группу предметов по заданному признаку, знает и различает основные и оттеночные цвета, плоские и объемные геометрические формы; у ребенка сформированы представления о профессиях, трудовых действиях; ребенок знаком с составом числа из единиц в пределах десяти, владеет навыками количественного и порядкового счета; у ребенка сформированы навыки ориентировки в пространстве, на плоскости, по простейшей схеме, плану; у ребенка есть представления о смене времен года и их очередности, смене частей суток и их очередности, очередности дней недели; у ребенка сформировано интеллектуальное мышление; • ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности, ребенок умеет организовывать игровое взаимодействие, осваивать игровые способы действий, создавать проблемноигровые ситуации, овладевать условностью игровых действий, заменять предметные действия действиями с предметами-заместителями, а затем и словом, отражать в игре окружающую действительность; • ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности, у ребенка развиты коммуникативные навыки, эмоциональная отзывчивость на чувства окружающих людей, подражательность, творческое воображение; • ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности; • ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты; 21 • ребенок обладает чувством собственного достоинства, чувством веры в себя; • ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности; • ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям, знаком с принятыми нормами и правилами поведения и готов соответствовать им; осознает свою половую принадлежность и ведет себя в соответствии с ней; ребенок знает, в какой стране он живет, имеет представление об ее истории, городится Родиной и российским народом; • у ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими. 2.7. Реализация регионального компонента в воспитательнообразовательном процессе. Реализация регионального компонента определяет вариативную часть содержания образования для реализации в МБДОУ, оставляя возможность авторского выбора составляющей содержания образования. При реализации регионального компонента воспитательно-образовательного процесса в МБДОУ д/с № 6 «Сказка» г.Ипатово педагоги детского сада используют авторскую программу Р.М.Литвиновой «Региональная культура как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста». Региональная программа образования детей дошкольного возраста» составлена с учетом современной нормативно-правовой и концептуальной базы дошкольного образования: 1.Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное звено); 2.Региональный (национально-региональный) компонент государственного образовательного стандарта дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Ставропольского края. Региональная программа образования детей дошкольного возраста» характеризуется тем, что: - разносторонне развивает детей от трех до семи лет с учетом психофизиологических закономерностей их развития; учитывает эмоционально-чувственную сферу, способности ребенка понимать эмоциональные состояния свои и других людей, выражать эмоции и чувства вербально и не вербально (в движении, мимикой, голосом), на формирование групповой сплоченности и эмоциональной открытости; - способствует развитию социально-коммуникативных умений, способности сопереживать другому человеку, овладевать социально приемлемыми способами самовыражения в ситуациях общения, расширения представлений ребенка о себе и своих возможностях, способствует формированию социально-уверенного поведения; - имеет базисную основу, направлена на поддержку основных линий развития ребенка, отвечающих своеобразию возраста, учитывающих сензитивность разных возрастных периодов к становлению тех или иных 22 психических функций и новообразований, роли ведущей деятельности в их формировании. Образовательная деятельность строится на развитии воображения и элементов творчества (творческого отношения к действительности); исходных форм мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного, элементов логического мышления); речи и речевого общения; произвольности, регуляции поведения и др., призвана обеспечивать проектируемый уровень общего психофизического развития ребенка на каждом возрастном этапе дошкольного детства и на стадии его завершения; - задает базисное содержание образовательного процесса в дошкольных учреждениях с учетом региональной специфики (географических условий, экологии, национальных и культурных традиций), предусматривает вариативность его реализации, способствует развитию инициативы и творчества педагогов дошкольных образовательных учреждений; - включает содержание образования, соответствующее психологопедагогическое обоснование потенциала психофизического развития детей дошкольного возраста, которое может служить условием для выравнивания их стартовых возможностей при поступлении в школу. Реализацию содержания регионального компонента рекомендуется осуществлять не столько в организованных формах обучения (НОД), сколько через организацию работы с детьми в совместной и самостоятельной деятельности. Ведущее место здесь должно принадлежать развивающим играм (Б.Никитин, В.Воскобович и др.), чтению детской художественной литературы, включая произведения детских писателей Ставропольского края (Г.В. Анкринова, К.Н. Сабишева, Л.В. Суханова, А.Екимцев, Т.Гонтарь, Г.Пухальская, Л.Шубная, В.Милославская и др.), продуктивным видам деятельности (изобразительной, музыкальной, театрализованной), активному исследованию социального и природного мира с учетом регионального компонента. Большое внимание уделить организованной развивающей предметно-пространственной среде, где дети могут заниматься самостоятельно, по собственной инициативе. Дети дошкольного возраста обращают внимание на красоту того места, в котором они живут — это красота природы, зданий, некоторых элементов их декоративного убранства, скульптура. У детей возникают вопросы о том, почему люди украшают место, в котором они живут. Эстетические элементы в оформлении родного города дети способны связать с их функцией (для чего построено здание, что в нем находится?). У детей выражена потребность отразить впечатления от восприятия образов архитектуры и скульптуры в рисунках и играх, в сочинении историй. Дети начинают понимать, что состояние родного города зависит от отношения к нему жителей. Старшие дошкольники становятся способны к проявлению соответствующей их возможностям социальной активности, обращенной к городу и горожанам: совместному со взрослыми участию в социально значимых делах, акциях — посильная уборка участка детского сада, поздравление ветеранов, приглашение в детский сад пожилых людей, живущих в микрорайоне и прочее. 23 Малая родина, каждый город хранит память о своих великих гражданах, рассказывает об основном роде деятельности его жителей, напоминает о военных триумфах россиян и гордится их победами, трудится и празднует, имеет свои обычаи и традиции. Приобщение детей дошкольного возраста к родному краю будет успешным, если обеспечивается активная познавательная, игровая и художественная деятельность ребенка. Эта деятельность связана с включением детей в «расшифровывание» знаков и символов, заложенных в архитектуре родного города, стимулированием вопросительной активности ребенка. Важно использовать формы и методы, вызывающие развитие эмоций и чувств детей по отношению к родному городу, способствующие проявлению активной деятельностной позиции: непосредственное познание достопримечательностей родного города на прогулках и экскурсиях, чтение произведений детской литературы, в которой представлена художественноэстетическая оценка родного края. Следует организовать просмотр слайдов и видеофильмов о городе, которые позволяют «приблизить» достопримечательности к ребенку, рассмотреть их в деталях, пережить чувства удивления, восхищения. Дети дошкольного возраста включаются в празднование событий, связанных с жизнью города, — День рождения города, празднование военных триумфов, памятные даты, связанные с жизнью и творчеством знаменитых горожан. Интеграция краеведческого содержания с другими разделами может состоять в следующем: -участие детей в целевых прогулках, экскурсиях по городу обеспечивает необходимую двигательную активность и способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников; -обсуждение с детьми правил безопасного поведения в городе, например, «Как правильно переходить дорогу», «Что можно, чего нельзя делать на улице города»; -участие в совместном с воспитателем труде на участке детского сада: посильная уборка участка после листопада, подкормка птиц, живущих в городе; -развитие эстетического восприятия и суждений в процессе чтения произведений художественной литературы о малой родине, накопление опыта участия в разговорах, беседах о событиях, происходящих в родном городе, о достопримечательностях родного города, участие в придумывании сказок и историй о достопримечательностях малой родины; -рассматривание дидактических картинок, иллюстраций, отражающих отношение людей к малой родине: высаживание деревьев и цветов в городе, возложение цветов к мемориалам воинов, украшение города к праздникам и прочее; -участие в проектной деятельности, продуктом которой являются журналы или газеты о малой родине, создание карт города, составление маршрутов экскурсий и прогулок по городу; коллекционирование картинок, открыток, символов, значков; -обсуждение и составление рассказов о профессиях родителей-горожан; 24 -участие с родителями и воспитателями в социально-значимых событиях, происходящих в городе: чествование ветеранов, социальные акции и прочее. Любовь маленького ребенка - дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, с любовью к своему народу, дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу. Трудно переоценивать в этой связи целенаправленную работу с детьми, которая ведется в ДОУ, по начальному формированию чувств гражданственности и патриотизма во взаимодействии с семьей. Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национальнорегиональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры. Национально-региональный компонент предусматривает воспитание детей в среде с национальным колоритом: ознакомление детей с устно-поэтическим творчеством народов Ставропольского края; с изобразительным и декоративноприкладным искусством; с историко-географическими и природоведческими особенностями народов, живущих в городе Ставрополе и Ставропольского края. Национальные культуры составляют основу культуры человечества. Приобщая ребенка к живительному источнику истории, традиций, обычаев своего народа, родители и мы педагоги вводим его в мир общечеловеческих ценностей. Важнейшие задачи воспитания детей в МБДОУ д/с № 6 «Сказка» г.Ипатово – формирование гражданской ответственности и правового самосознания, российской идентичности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности. Чувство Родины начинает формироваться у ребенка с отношения в семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке; с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще неосознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становление личности патриота. Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробуждать родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступному ребёнку явлениям общественной жизни. На содержание детской деятельности должно быть направлено особое внимание, так как, руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на чувствительную сферу ребёнка, его нравственные 25 проявления, суждения, отношения к сверстникам, а также уточнять знания, формировать у детей начальное чувство Родины - правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям. Региональное культурное наследие осуществляет духовно – нравственное, патриотическое развитие на местном материале с целью формирования уважения к своему дому (семье, соседям, другим эмоционально – значимым людям), природе родного края, приобщение ребенка к национальному культурному наследию, образцам национального местного фольклора, народным художественным промыслам, национально – культурным традициям, произведениям местных писателей, поэтов, композиторов, художников. III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Материально-техническое обеспечение Программ Все площадки ДОО оборудованы в соответствии с требованиями СанПиН, правилами противопожарной безопасности. Групповые помещения состоят из игровых, спален, приемной, туалетной комнат, помещения для хранения посуды. В соответствии с нормативами СанПиН оборудованы кабинет заведующего, старшего воспитателя, учителя- логопеда, пищеблок, прачечная и другие помещения. ДОУ имеет музыкальный зал. Оборудован медицинский блок, состоящие из кабинетов медсестры, процедурного кабинета, изолятора. На территории детского сада расположены собственные оснащенные игровые площадки, газоны. Кадровое обеспечение соответствует нормам по числу воспитателей, музыкальных воспитателей, учитель - логопед. Кабинет учитель - логопеда полностью оснащены необходимым оборудованием, предметами и пособиями для занятий. 3.2. Методические материалы и средства обучения и воспитания Программа оснащена методическим комплектом программы Н. В. Нищевой, который постоянно обновляется, по мере выпуска в свет обновленных в соответствии с ФГОС ДО и ФАОП ДО методических и дидактических пособий. ДОО оснащена методической литературой по всему спектру образовательных областей программы. 3.3. Распорядок и режим дня. Учебный план. Режим дня является основой организации образовательного процесса в дошкольном учреждении в соответствии со временем пребывания ребенка в детском саду — 10,5 часов при пятидневной рабочей неделе. Режим учитывает возрастные особенности дошкольников и особенности детей с тяжелыми нарушениями речи. Режим дня и расписание занятий логопеда и воспитателя строится с учетом возрастных, речевых и индивидуальных особенностей детей, а также с учетом коррекционно-развивающих задач. Особые образовательные потребности детей с тяжелыми нарушениями речи предполагают также использование в отдельных случаях (ослабленные дети, дети, неадаптированные к группе, погодные условия, карантины и т. д.) гибкого и 26 щадящего режимов дня. Гибкий режим дня предполагает: — уменьшение времени проведения занятий; — уменьшение нагрузки во время занятий в зависимости от подготовленности детей; — проведение занятий на прогулке; — смещение времени проведения тех или иных мероприятий, учитывая время прихода и ухода детей; — дробление прогулки (плохие погодные условия, интегрированные мероприятия — концерты, спектакли, праздники); — замена прогулки сменой обстановки (плохие погодные условия); — удлинение времени сна (если ребенок поздно засыпает); — утренний прием детей на улице (в теплое время года). Щадящий режим предполагает: — посещение группы по программе сокращенной недели; — сокращение прогулочного времени; — продление дневного сна; — уменьшение физической нагрузки; в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества. Воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, — сокращение количества упражнений на утренней гимнастике и на физкультурных занятиях; — освобождение от физкультурных занятий после перенесенных заболеваний. Режим дня в старшей группе (от 5 до 6 лет) комбинированной направленности. Содержание Холодный период года Утренний прием детей, игры, самостоятельная деятельность, утренняя гимнастика (не менее 10 минут) Завтрак время Игры, подготовка к занятиям 8.45-9.00 Занятия (включая гимнастику в процессе занятия -2 минуты, перерывы между занятиями, не менее 10 минут) Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки 9.00-10.15 Обед 12.30-13.00 Подготовка ко сну, сон, постепенный подъем детей, закаливающие процедуры Занятия 13.00-15.15 Полдник 15.40-16.00 7.00-8.30 8.30-8.45 10.15-12.20 15.15-15.40 27 Игры, самостоятельная деятельность детей 16.00-16.30 Подготовка к прогулке, прогулка, самостоятельная деятельность детей. Уход домой. 16.30-17.30 Режим дня в подготовительной к школе группе (от 6 до 7 лет) комбинированной направленности. Режимные моменты Прием детей, свободная игра Утренняя гимнастика. Подготовка к завтраку, завтрак Утренний круг Подготовка к занятиям, занятия Подготовка к прогулке, прогулка Возвращение с прогулки, игры, занятия Подготовка к обеду, обед. Подготовка ко сну, чтение художественной литературы, дневной сон. Постепенный подъём, профилактические физкультурно оздоровительные процедуры Подготовка к полднику, полдник Игры, кружки, занятия Вечерний круг Подготовка к прогулке, прогулка, уход детей домой время 7.00-8.00 8.00-8.10 8.10-8.30 8.30-8.50 8.50-10.40 10.40-12.30 12.30-12.50 12.50-13.15 13.15-15.00 15.00-15.20 15.20-15.40 15.40-16.15 16.15-16.25 16.25-17.30 3.4.Организация образовательной деятельности по Программе Образовательный процесс дошкольного учреждения включает в себя организованную образовательную деятельность взрослых участников образовательного процесса и детей, самостоятельную деятельность детей и образовательную деятельность при проведении режимных моментов. На основании данной программы педагоги ДОО планируют образовательную, коррекционную и воспитательную работу на год в соответствии с требованиями ФГОС ДО и ФАОП ДО. С этой целью они разрабатывают рабочие программы (учителя-логопеда, воспитателей, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя), которые содержат календарные (тематические, ежедневные) и перспективные планы образовательной деятельности. В группах для детей с тяжелым нарушением речи воспитатель планирует виды совместной образовательной деятельности взрослого и детей на месяц, неделю и на каждый рабочий день месяца. Учитель-логопед планирует подгрупповую работу на неделю, индивидуальную на каждый день. 28 Организация непосредственно образовательной деятельности формируется в начале учебного года для открытых в ДОО групп. Информация о расписании доводится до сведения родителей (законных представителей) воспитанников на информационных стендах группы. Количество, виды, формы образовательных занятий по программе обусловлены рекомендациями ФАОП ДО и комплексной образовательной программы. Старшая группа В старшей группе проводится в неделю 16 групповых (подгрупповые и фронтальные) занятия продолжительностью 20 минут и по 3 индивидуальных занятия с учителем-логопедом и воспитателями с каждым ребенком. Подготовительная к школе группа В подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР проводится в неделю 16 коррекционно-развивающих подгрупповых, групповых, интегрированных занятий продолжительностью 30 минут и по 3 индивидуальных занятия с учителем-логопедом и воспитателями для каждого ребенка. 3.5. Особенности праздников, мероприятий В ДОО традиционно проводятся общие театрализованные праздникиутренники для групп комбинированной направленности. Сценарии участия для детей с тяжелыми нарушениями речи разрабатываются с учетом рекомендаций ФАОП ДО для каждого возраста и индивидуальных рекомендаций учителя логопеда. Традиционно в ДОО проводятся три праздника в соответствии с требованиями ФАОП: Октябрь: «Золотая осень». Декабрь: «Новогодние утренники». Март: «Мамин праздник». В подготовительных группа по окончании учебного года проводится «Бал выпускников». Все остальные праздничные мероприятия проводятся в форме интегрированных тематических занятий, театрализованных и физкультурных утренников, театрализованные представлений. 3.6. Организация развивающей предметно-пространственной среды Предметно-пространственная среда организована полностью в соответствии с требованиями комплексной образовательной программы к ее организациии оснащению с учетом возрастных особенностей и особенностей детей с тяжелыми нарушениями речи. Оборудование в групповых помещениях располагается таким образом, чтобы оставалось пространство для самостоятельной двигательной активности детей. Используется тематическое «нежесткое» зонирование. Предусмотрены зоны для разных видов активности: рабочая, активная, свободная. В группах оборудованы театральный уголок (с куклами бибабо, пальчиковый, на ковролине), уголки конструирования и музыки. Для развития познавательной сферы дошкольников в группах созданы экологические, математические уголки. В группах предусмотрено специальное место для сюжетно-ролевых, творческих игр, для уединения. 29 Для развития продуктивного творчества детей в группах имеется подбор картинок, изображений различных игрушек, трафаретов, схем с изображением последовательности работы для создания разных построек, поделок и т. п. Все группы оптимально наполнены развивающими играми, дидактическими пособиями, игрушками. Занятия по физическому развитию проводятся в музыкальном зале, оснащенном современным спортивно-игровым оборудованием. Праздники и театрализованные мероприятия проводятся в музыкальном зале, оборудованном необходимыми ТСО (аудио, видео, медиа), фонотекой, костюмерной. Кабинет логопеда также полностью оборудован в соответствии с требованиями комплексной образовательной программы. В группах отсутствуют предметы и растения, угрожающие жизни и здоровью детей. Детская мебель соответствует росту и возрасту детей, изготовлена из материалов, безвредных для здоровья. Установлены системы пожарной сигнализации. Наполнение среды динамически меняется в соответствии с развитием образовательного процесса и задачами программы. В задачи педагогов входит постоянный мониторинг предметно-пространственной среды, ее оценка, определение «дефицитарных» областей. Руководитель своевременно предпринимает необходимые административные действия по обновлению, замене, развитию среды. 30